Традиционные погребальные обряды башкир
В настоящее время башкиры являются четвертым по численности народом России, проживая на территории Республики Башкортостан, а также нескольких других субъектов федерации. На протяжение столетий, что предшествовали включению этих территорий в русское государство, башкиры активно взаимодействовали с тунгусо-маньчжурскими, монгольскими, финно-угорскими и многими другими народами. На определенном этапе до прихода на их земли Московских князей башкиры в большинстве своем приняли ислам, однако ни тогда, ни впоследствии от своих народных обычаев до конца не отказались – все вышесказанное верно и в плане погребальных обрядов.
Доисламские корни башкирской обрядности
Как это бывало нередко, ислам не вытеснил все традиционные обычаи и суеверия, но, скорее, наложился поверх них, и в итоге многие сферы духовной жизни башкир обратились смесью исламских обычаев, традиций древнеиранского маздаизма и язычества древних тюркских культов. Эта синкретическая культура в ой или иной форме существует и по сей день, и особо заметен этот синтез ислама и доисламских традиций именно в погребальной сфере.
В первую очередь доисламские погребальные традиции проявляются у башкир уже на уровне языка. Например, говоря о похоронах, башкиры в основном используют слово «куйыу», что дословно переводится как «ставить», вместо того, чтобы говорить «кумдек» или «ерлянек» – «зарывать в землю». Обряд посещения захоронения идиоматически называется «һөйэккә барыу», что дословно переводится как «хождение к костям». В то же время в языке башкир существует идиома для выражения негативного отношения к чему-либо: о таком говорят «эт ашамас» – «даже собака не съест». Все эти примеры являются отсылками к древним доисламским похоронным обрядам, в ходе которых мертвых оставляли в степи на съедение зверям, а если звери не желали есть тело, то считалось, что мертвый был плохим человеком.
Прощание с умершим
Если человек находится при смерти, то мертвого кладут на спину так, чтобы либо его ноги были направлены к Мекке, либо лицо оказалось обращено к Каабе. Как и многие другие народы, башкиры закрывали все отражающие поверхности в комнате с покойным, но в наши дни также закрывают фотографии, рисунки, кукол и т.д. Далее, семья умирающего звала муллу, чтобы он, стоя у одра, зачитывал предсмертные молитвы, а конкретно - суру Ясин. Примечательно, что вскоре вокруг этой суры сформировались народные поверья, которые стали приписывать ей мистические свойства: зачитанная покойному, она должна была облегчить страдания. Вскоре этой сурой знахари и прочие колдуны начали лечить болезни: молитвы записывали на ленте из бумаги, склеивали концы, чтобы получилось кольцо, и проносили больного через него, чтобы «исцелить». Также примечательно и другое верование: башкиры считали, что умирающий человек испытывает жажду, и Иблис (Дьявол) предлагает ему воды, но взамен просит отречься от Аллаха. Чтобы у умирающего не было искушения, его губы смачивают влажным гусиным пером, смоченным либо водой, либо гранатовым соком. Пока же умирающий был еще в состоянии, он должен был зачитать завещание и раздать близким и друзьям напутствия и благословения. Башкиры считали, что полученное от умирающего благословение – это очень сильный оберег, который страхует от множества бед и недугов.
Посмертные ритуалы
Как только человек умирал, ему связывали ноги, затыкали уши и закрывали глаза монетами – перед погребением в землю эти предметы в таком же порядке убирали, «снимая» грехи с покойного. Другой интересный обряд заключался в том, что мулла срезал с мертвого одежду, после чего тело оборачивали в саван и клали острый предмет на грудь - считалось, что это способно отпугнуть нечистую силу. В комнате с покойным запрещалось зажигать свет, потому что считалось, что свет может привлечь злых духов, которые могут вселиться в тело. Также при покойном всегда должен был находиться «дежурный» – чтобы Сатана не подменил тело. Некоторое время между смертью и погребением домочадцам запрещалось плакать и громко разговаривать, чтобы не мешать душе умершего примириться со своим новым состоянием.
По мере того, как трагичные вести распространялись по округе, в доме покойного собирались друзья, соседи и родственники, которые приносили погребальные подношения (хэйэр): полотенца, платки и мыло. Эти подношения семья покойного раздавала скорбящим уже после погребения.
Как многим известно, омывать тело перед погребением велят традиции ислама, и этого правила придерживаются мусульмане по всему миру. У башкир, однако, к этому обряду есть дополнения, идущие от древних доисламских обычаев. В частности, помещение для омовения они окуривали дымом жженого можжевельника, мяты, душицы и других местных растений – опять же, для отпугивания темных сил. При этом уже в процессе омовения участники обряда носили специальные рукавицы или мешочки, а лица закрывали платками. Чтобы не смотреть на мертвеца и нейтрализовать оскверняющие свойства его тела, мыли труп, не снимая простыни или закрывая его покрывалом пэрзэ. В остальном башкиры придерживались общеисламских норм: в частности, мужчин омывали только мужчины, а женщин – только женщины, причем так или иначе делать это должны были профессиональные омывальщики и омывальщицы.
После омовения тело покойного оборачивали в саван, который состоял из нескольких отрезов ткани (как правило – белой, хлопчатобумажной), которые держались с помощью веревки. Далее в белый отрез ткани родственники покойного заворачивали личные вещи покойного, мулла зачитывал молитвы, после чего брался за узел с вещами умершего и спрашивал скорбящих, готов ли кто-то из них принять на себя грехи покойного. Сказав «беру», скорбящий обязан взять узел, задать вопрос следующему скорбящему, передать узел ему – и так далее. Этот обычай носит название «дэурет итеи».
Погребальная церемония
Когда омывание и наряжание были окончены, мертвеца выносили из дома ногами вперед – как и многие другие народы, башкиры верили, что в противном случае покойник может запомнить дорогу и вернуться. Чтобы еще лучше отделить мир живых от царства мертвых, после выноса тела в порог вбивали гвозди и обсыпали пеплом. Тело на носилках несли на кладбище, все друзья и соседи должны были провожать процессию, однако раньше женщинам запрещалось провожать дальше ворот.
Поскольку Мекка находится к западу (а точнее, к юго-западу) от Башкирии, могилу башкиры копали так, чтобы погребальная ниша позволяла повернуть покойного лицом к Каабе. Примечательно, что башкиры рыли весьма неглубокие могилы – не больше, чем по грудь стоящего во весь рост взрослого человека. Согласно одному из поверий, на этом уровне в башкирском грунте начинался слой красной глины, в чудодейственные свойства которой многие верили и продолжают верить. Также важно отметить, что копать надо было так, чтобы на теле копающего не выступал пот – это считалось дурной приметой, поэтому, начав уставать, человек должен был передать лопату другому.
Перед опусканием тела в могилу мулла должен был провести несколько очистительных обрядов: священнослужитель и скорбящие читали молитвы и воздавали хвалы умершему. Далее, трое самых ближайших родственников должны были опустить тело в могилу и уложить в нишу. Первую горсть земли – её должен был бросить мулла – посылали в могилу еще в то время, пока родственники покойного закрывали досками погребальную нишу, а затем, когда они выбирались, все собравшиеся также должны были швырнуть по горсти земли, а затем могилу закапывали окончательно.
Возможно, вам будет интересно: