Похоронный краудфандинг
Благодаря стремительному развитию цифровых технологий и проникновению интернета в коммерческую сферу в начале 2000-х годов на просторах мировой сети появился оригинальный сервис. Онлайн-платформы для краудфандинга (от англ. “crowd” – толпа и “funding” – спонсирование) и краудсорсинга (от «crowd» — толпа и «sourcing» — использование ресурсов) дали предпринимателям возможность привлекать самый широкий круг лиц для спонсирования того или иного проекта или непосредственного участия в нем на добровольных началах. Назвать его новым, строго говоря, нельзя – низовая кооперация существовала и раньше. Однако использование интернета позволило расширить круг спонсоров/помощников с ближайшего окружения до пользователей по всему миру. Главное – заинтересовать их.
Поначалу основной клиентурой краудфандинговых интернет-платформ являлись независимые творцы (режиссеры, композиторы, частные изобретатели) могли воплотить в жизнь свой художественный замысел. Рост их популярности вскоре обратил на себя взгляды крупных предпринимателей и бизнесов, которые пытались оценить перспективность экспериментального товара или сервиса. А затем тренд распространился и на широкую аудиторию: теперь таким образом стало возможным проспонсировать свое образование, медицинскую операцию, свадьбу или даже похороны близкого человека.
Похоронный краудфандинг до возникновения Интернета
На протяжении долгого времени организация похорон была зачастую не по карману обычной семье. На подготовку всего необходимого могло потребоваться небольшое состояние, а потому «простым» людям приходилось обращаться за помощью к знакомым и соседям. На похороны буквально собирали по крупицам: знакомый столяр колотил гроб, другие помогали копать могилу, третьи присоединялись к приготовлению поминального пира. Где-то такой порядок сохраняется до сих пор, однако теперь общество живет иначе, а значит жителям современного мира нужно искать новые способы получить необходимую помощь в условиях нужды.
Первые похоронные краудфандинги
Впервые краудфандинговые платформы для организации похорон были использованы в 2010-х гг. в США. Это легко объяснить: средняя стоимость американских похорон колеблется между 7 и 10 тысячами долларов – или от 520 до 750 тыс. рублей по текущему курсу. Позволить себе такие похоронные траты может далеко не каждая семья. Страховка помогает покрыть большую часть этой суммы, но как поступить тем, у кого ее нет? Краудфандинг стал выходом для людей, которые вынуждены жить от зарплаты к зарплате или откладывают все средства на нужды живых членов семьи. При этом речь редко идет о «благодетельных незнакомцах»: интернет-платформы попросту делают процесс сбора денег у друзей и знакомых более удобным и быстрым. Тем не менее иногда среди нескольких десятков пожертвований можно найти и одно, которое оставлено онлайн-прохожим, решившим сделать доброе дело.
В первое время для организации похоронных краудфандингов люди выбирали самые популярные платформы: GoFundMe, Youcaring, Crowdrise и пр.; однако уже вскоре предприимчивые дельцы разработали отдельные сайты, специализирующиеся на сборе средств на погребение – например, FuneralFundMe. Зачастую они сотрудничают с конкретными ритуальными агентствами, что помогает пользователям избавиться от лишних посредников и упростить процесс подготовки церемонии.
Преимущества похоронного краудфандинга
В США растет популярность ритуального краудфандинга, с каждым годом число американцев, собирающих или жертвующих средства на похороны, стабильно увеличивается. Это отражают многочисленные американские исследования. Более того, в ближайшее время ожидать упадок этого тренда не стоит и вот почему:
- Краудфандинговые платформы дают возможность быстро и централизованно собрать средства даже от тех родных и близких, которые живут далеко;
- Участники публикуют информацию о кампании на своих страничках в соцсетях и отправляют ссылки на нее своим друзьям и знакомым, привлекая к сбору средств большее количество людей;
- Интерфейс платформы позволяет в любой момент оценить ритуальный бюджет, и на его основе уже планировать похороны.
Проблемы и вызовы похоронного краудфандинга
При всех преимуществах новых технологий невозможно отрицать, что они имеют и свои недостатки. Когда критики говорят о проблемах краудфандинга, они зачастую начинают с угрозы мошенничества: очередная кампания по сбору средств может оказаться фальшивкой, и, собрав средства, организаторы сбегут с деньгами. При чем даже фотографии договоров, справок и квитанций нередко не являются гарантией того, что похороны «реальные». Этот аргумент полностью оправдан, потому что даже за пределами похоронного краудфандинга, некоторые крупные онлайн-кампании по сбору денег заканчивались именно так.
Существуют и разные легальные сложности, с которыми могут столкнуться организаторы похорон:
- Законодательство отдельных стран может требовать от организаторов регистрации в качестве индивидуальный предпринимателей со всеми вытекающими из этого последствиями;
- Пожертвования могут облагаться налогом или транзакционные комиссии;
- Краудфандинговые платформы взимают в свою пользу процент со всех собранных пожертвований.
Немалыми проблемами может грозить и тесное сотрудничество владельцев платформы и ритуальных компаний. Получив в руки полный контроль над кампанией по сбору средств, они могут преднамеренно завысить стоимость своих услуг и товаров, чтобы полностью потратить собранные клиентом средства.
Стоить упомянуть и о более глобальных проблемах, а именно потенциальном упадке страховой индустрии. Некоторые специалисты предполагают, что чрезмерное преувеличение СМИ возможностей краудфандинга может привести к тому, что люди будут чаще отказываться страховать свою жизнь и здоровье, мотивируя этот выбор тем, что «семья как-нибудь соберет». Хотя в перспективе такой отказ может привести к уменьшению стоимости страховки, сколько жизней, провальных кампаний и взятых кредитов понадобится для этого – неизвестно.
Возможно, вам будет интересно: