Закрыть
Пермь
  Кенотафы у российских дорог

Кенотафы у российских дорог

Таблички с датами жизни и словами соболезнования, венки и кресты – частые элементы пейзажа около российских дорог. Это придорожные кенотафы, памятники жертвам ДТП. Кенотафом называется надгробие без могилы, то есть мемориал человеку, который похоронен где-то в другом месте. В последние годы региональные и федеральные власти выдвигают множество запретительных инициатив в отношении придорожных кенотафов – в связи с этим нелишне будет посмотреть, что это за культурный феномен, какая у него история и чем он мешает сегодняшним людям.

Кенотаф – что это, и зачем его ставить около дороги?

В самых общих чертах кенотаф можно определить как «памятник без захоронения», и если речь идет о придорожных кенотафах, то он должен быть сооружен на обочине дороги – обычно друзьями или родственниками жертвы ДТП. Некоторые люди полагают, что под придорожными мемориалами есть могилы, а в этих могилах лежат мертвецы, но это не так. Захоронение вне кладбищ по закону осуществить невозможно, а незаконное место погребения было бы быстро эксгумировано.

Выглядеть кенотаф у дороги может очень по-разному: это бывает и венок, приставленный к стволу дерева, а бывает и целый обелиск, надгробие с фотографией умершего и датой катастрофы. Иногда кенотаф выглядит как языческое капище причудливого вида: самоделка из автомобильных шин, бамперов и других автозапчастей, приправленных иконами, венками и CD-дисками с песнями. Отечественные антропологи, исследующие феномен придорожных памятников, пишут об этих, а также многих даже более удивительных вещах. Венки и кресты на обочине можно встретить во многих странах Европы – как минимум, Восточной: они в изобилии встречаются на дорогах Украины, Белоруссии, Румынии, Греции, Польши, Литвы и т.д. Однако отнюдь не везде они имеют тенденцию приобретать такой гротескный вид, как у нас.

Сегодня, в 2019 году, уже нелегко сказать, когда именно на территории стран СССР возникла традиция сооружать вдоль дорог памятники жертвам ДТП, однако, например, в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», вышедшего на экраны в 1964, есть сцена, где герои останавливаются у одного из таких мемориалов и выражают почтение. Раз эта сцена была понятна современникам, то мы можем резонно предположить, что в массовом сознании жителей СССР 1960-х уже было закреплено представление о таком явлении. Однако несмотря на то, что традиции уже больше полувека, массовый характер она приобрела уже в перестроечные и последующие годы. Согласно исследованиям российских антропологов, из имеющихся на настоящий момент придорожных мемориалов большая часть возведена в 2000-е годы.

Так почему же придорожных кенотафов так много

По мнению антропологов, это связано с тем, что на рубеже веков, после распада Советского Союза с его атеистической идеологией, в 1990-е и 2000-е во всех странах бывшего СССР наблюдался подъем духовных поисков, которые зачастую приводили людей не только в мировые религии, но и в секты, а также к изобретению альтернативных «народных» духовных практик, связанных с теми или иными религиями, но официально никакого отношения к ним не имевших. Так, в зависимости от региона, в РФ можно встретить придорожные кенотафы и с крестами, и с полумесяцами, хотя ни к христианству, ни к исламу эту традиция никакого отношения не имеет. Более того, как утверждают сами священнослужители, представление о том, что душа мертвого живет (или время от времени возвращается) на месте смерти, восходит к голливудским фильмам о призраках, а не к каким бы то ни было реальным религиозным догматам доминирующих ныне религий.

Восприятие обочин пригородной трассы многими как «ничейной» земли – единственная причина, по которой кенотафы устанавливают вдоль дороги, но не устанавливают на заводах, тротуарах или детских площадках. Тот факт, что венки и памятные таблички могут провисеть на ветвях дерева десяток лет, как будто подтверждает это предположение. Более того: некоторые региональные поставщики ритуальных услуг и сопутствующих товаров нередко прямо предлагают сооружение придорожного мемориала как некоторую отдельную опцию, что позволяет сделать вывод: явление достигло в РФ такого масштаба, что изготовление именно придорожных памятников уже оформилось в целое самостоятельное направление коммерции. И потом: разве факт того, что в последние годы местные и центральные органы власти пытаются запретить придорожные мемориалы, сам по себе не доказывает, что всё это время они не были запрещены, а, следовательно, были разрешены?

В действительности все несколько сложнее. Говоря коротко, возведение придорожных кенотафов попросту никогда не было урегулировано законодательством РФ – и пока что таким и остается. Это значит, что на сам факт их возведения нет юридического запрета, однако и для их сохранения никакой правовой базы не существует. Иными словами, за установку венка или креста на обочине вас никто не накажет, но если местные жители их снесут или украдут, то и они никакой ответственности не понесут. То же самое касается случаев, когда коммунальщики уничтожают кенотафы, мешающие расширению дорог, прокладке коммуникаций или установке дорожных знаков: они имеют на это полное право, так как юридически этих памятников вообще не существует.

Проблемы кенотафов и памятников

Как нетрудно догадаться, существует множество доводов против установки траурных мемориалов на обочинах дорог. Во-первых, они отвлекают внимание водителей, так как многие из них – яркие и бросаются в глаза. Вопреки распространенному убеждению, венки и кресты на опасных участках трасс вовсе не способствуют тому, что проезжающие мимо водители якобы сбрасывали скорость и начинали вести автомобиль осторожнее. Соцопросы показывают, что большинство людей, увидев придорожный кенотаф, никаких действий не предпринимает, а некоторые отмечают, что их кенотафы просто раздражают. Это подводит нас к следующему аргументу: кенотафы создают дискомфортную атмосферу на дороге – далеко не каждому хочется через каждые две минуты видеть надгробия и другие напоминания о смерти, а дорожное движение в РФ, как известного, и без того вещь весьма стрессовая. В третьих и в-главных, устанавливая придорожные кенотафы, мало кто интересуется мнением жителей окрестных деревень и дачных поселков: а хотят ли они жить на кладбище?

Большинство людей предпочитает разглядывать надгробия в строго определенное время в специальном месте, а не видеть их из окна постоянно и в принудительном порядке. Что хуже, в РФ существует традиция устраивать ежегодные паломничества к придорожным кенотафам друзей и родных, что для местных жителей превращается в ежегодные поминальные вечеринки в непосредственной близости. Что еще хуже, у водителей существует традиция сигналить, проезжая мимо кенотафа, как бы выражая скорбь по усопшему. Если сложить все это вместе, то становится ясно, что жизнь в деревне вблизи опасного поворота федеральной трассы – и без того вряд ли радужная – благодаря придорожным кенотафам становится еще более стрессовой.

Возможно, вам будет интересно: